Положение о системе педагогической диагностики

1. Общие положения.
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155);
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом МКДОУ «Мещовский детский сад».
- Образовательной программой МКДОУ «Мещовский детский сад».

2. Цель, задачи и принципы педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития)
2.1 Цель педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) – оценка
эффективности педагогических действий и лежащего в их основе дальнейшего
планирования.
2.2 Задачи:
- формирование образовательной Программы;
- анализ профессиональной деятельности;
- построение взаимодействия с семьями;
- изучение характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации.
2.3. В основе педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) лежат
следующие принципы:
- педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) строится на анализе
реального поведения ребёнка, а не в результате выполнения специальных заданий.
Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребёнка;
- педагогическую диагностику (оценку индивидуального развития) проводят педагоги,
которые много времени проводят с ребёнком, знают его поведение;
- педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) максимально
структурирована.

3. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какойлибо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
3.1. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и
Организации, реализующей Программу.
3.2. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой

объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
3.3. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.
3.4. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных
на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их
включения в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
3.5. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться
ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение;
 может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку;
 эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
 способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
 Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре;
 ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
 он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
 склонен наблюдать, экспериментировать.
 Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
 ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
3.6 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у
детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения
ими дошкольного образования.
3.7. В случае, если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные
Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные
целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки
для их реализации.

4. Организация проведения педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития)
4.1 Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активной
деятельностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
4.2 Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в
течение времени пребывания ребенка в Учреждении.
4.3 Методологическая основа педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития) в МКДОУ «Мещовский детский сад» обеспечивается на основе комплекса
диагностических заданий и карт которые сформированы для оперативного
диагностирования степени овладения программным содержанием отдельными детьми и
группой в целом.
4.4 Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребёнка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддерживания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, и
лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной
активности);

- проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности и
автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
4.5 Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои
действия.
4.6 Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями,
музыкальным руководителем, инструктором физкультуры оценивается:
Оценка:
- «высокий» уровень - все компоненты отмечены знаком «+»;
- «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
- «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

5. Контроль
Контроль проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития)
осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:
- Проведение ежедневного текущего контроля;
- Организацию тематического контроля;
- Проведение оперативного контроля;
- Посещение занятий, организацию режимных моментов и других видов деятельности;
- Проверку документации.

6. Отчетность
Воспитатели всех возрастных групп, специалисты Учреждения в конце года сдают
результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами
старшему воспитателю, который осуществляет сравнительный анализ педагогической
диагностики, делает вывод, определяет рекомендации педагогическому проектированию и
зачитывает на итоговом Педагогическом совете ОО.

7. Документация
7.1 Материал педагогической диагностики, пособия для определения уровня
индивидуального развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет образовательных
стандартов – хранятся у педагогов. Обновляется по мере необходимости.
7.2 Материал педагогической диагностики для определения целевых ориентиров хранятся
в методическом кабинете.
7.3 Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития
оформляются в единую таблицу и хранятся в методическом кабинете.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (48446) 9-12-11

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».