Сведения о средствах обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной
базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства
обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели,
содержание, формы, методы.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);
аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные
фильмы на цифровых носителях);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, барометр, солнечные часы, ветряной рукав,
флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные
снаряды, мягкие модули, мячи и т.п.).
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для
обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии
с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования как совокупность учебно-методических,
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное
решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности
взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности
воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при
проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться
и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания
осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкальнохудожественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач
на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации
двигательной активности ребенка.
Оборудование
отвечает
санитарно-эпидемиологическим
нормам,
гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Для
всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются
дидактические
средства:
альбомы,
художественная
литература,
дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах
детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются
демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству,
развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы,
календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий
(настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые,
конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие
игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные
виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура,
энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и
игрушкидля сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня»,
«Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС»,
«Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал),
дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские
уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная
литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурные уголки, в
которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки,
различные гири, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый
кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для
подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и
гигиеническим требованиям.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий
детей на улице, на которой имеются пособия для лазания, для укрепления
мышц рук, развития ловкости, баскетбольное кольцо, лабиринт, лестницы с
турником, канат.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр
и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники,
разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя
новыми
постройками и спортивными сооружениями, малыми
архитектурными формами для активной физической деятельности
воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и
функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.