Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
«Мещовский детский сад»
____________ Битиева Л. Е.
Приказ №176 от 30.08.2024 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения
«Мещовский детский сад «Солнышко»
на 2024-2025 уч. год.
Пояснительная записка к учебному плану
муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
«Мещовский детский сад «Солнышко»
на 2024- 2025 учебный год
Учебный план ДОО «Мещовский детский сад» составлен в соответствии с:
•
Федеральным законом от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. от 29.12.2022г.);
•
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
•
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в РФ» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в РФ»;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
•
Приказ Минпросвещения РФ от 21.01.2019 № 31 «О внесении изменения в
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155»;
•
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 28.12.2022 № 71847);
•
Письмо Минпросвещения РФ от 19.12.2022 № 03-2110 «Рекомендации по
формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в
целях реализации ОП ДО»;
•
Письмо Минпросвещения РФ от 03.03.2023 № 03-350 «О направлении методических
рекомендаций по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
•
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и
инклюзивном образовании детей»;
•
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 № 544н Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
•
Письмо Минобрнауки РФ от 10.01.2014 № 08-5 «О соблюдении организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС
ДО»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и 5 норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20
«Санитарноэпидемиологические
требования
к организации
общественного питания населения»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Устав образовательной организации;
Учебный план составлен с учетом перспектив в обновлении содержания,
зафиксированных в Концепции и программе развития ДОО.
В ДОО «Мещовский детский сад» функционирует 7 групп, из них:
1 группа– раннего возраста;
6 групп – общеразвивающие,
Фундамент образовательного процесса составляет образовательная программа
дошкольного образования, разработанная и утверждённая в ДОО в соответствии с
требованиями ФОП ДО.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период
дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Цель Федеральной программы достигается через решение следующих обеспечение
единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного
доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Годовой цикл - с сентября по май, июнь-август - летняя оздоровительная кампания.
Продолжительность учебного года: 36 учебных недель. Продолжительность
непосредственной образовательной деятельности (НОД) для детей в соответствии с
возрастом от 10 до 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Максимальная нагрузка
дошкольников соответствует нормативам, обозначенным в СанПиН 1.2.3685-21.
Продолжительность образовательной деятельности (НОД):
•
Во второй группе раннего возраста–не более 10 мин.,
•
в младшей группе –не более 15 мин.,
•
в средней группе –не более 20 мин.,
•
в старшей группе – не более 25мин.,
•
в подготовительной к школе группе –не более 30 мин.
Основная цель учебного плана:
Регламентация развивающей, познавательной деятельности. Учебный план обеспечивает
комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом контингента воспитанников,
их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно- тематическом принципе с учётом
интеграции образовательных областей даёт возможность достичь этой цели.
Учебный план реализуется в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Максимальный объём нагрузки детей во время непосредственной образовательной
деятельности соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. В
сетке
учебного
плана
выдерживаются
санитарно-гигиенические
нормативы
(СанПиН1.2.3685-21) согласно Постановлению от 28.01.2021г. № 62296 (Министерства
здравоохранения РФ).
•
Во 2 группе раннего возраста (от 2до 3 лет) – 10 занятий в неделю по 10 минут, с 10
минутным перерывом между ними. Первичные представления об объектах окружающего
мира даются через ознакомление с миром природы и окружающим миром.
•
В младшей группе (от 3 до 4 лет) – 10 занятий в неделю по 15 минут, с 10 минутным
перерывом между ними. Чередуются: ознакомление с миром природы и окружающий мир;
лепка и аппликация.
•
В средней группе (от 4 до 5 лет) – 10 занятий в неделю по 20 минут, с 10 минутным
перерывом между ними. Чередуются: ознакомление с миром природы и окружающий мир.
•
В старшей группе (от 5 до 6 лет) – 14 занятий в неделю по 2 занятия в первой
половине дня и 1 занятие после дневного сна по 25 минут, с 10 минутным перерывом между
ними. Чередуются: лепка и аппликация.
•
В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) – 15 занятий в неделю по 30 минут, с 10
минутным перерывом между ними. Чередуются: лепка и аппликация.
Организованная образовательная деятельность (ООД), требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится только в первой
половине дня. Во всех группах в середине каждой ООД проводятся физкультминутки,
перерывы между ООД - 10 минут. Для профилактики утомления детей проводится ООД,
направленная на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. В летний
период вся деятельность максимально выносится на свежий воздух, где проводятся,
согласно плану летней оздоровительной работы (спортивные и подвижные игры,
праздники, развлечения и др.), увеличивается время прогулок.
Инвариантная часть реализуется через разные виды организованной
образовательной деятельности и составляет не менее 60 % от общего нормативного
времени, отводимого на усвоение основной программы. Реализация физического и
художественно- эстетического развития занимает не менее 50% общего времени занятий.
Обязательная часть обеспечивает результаты освоения детьми примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности
и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и
народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения
к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной,
музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Вариативная часть сформирована участниками воспитательно – образовательного
процесса и составляет 40% от общего объёма образовательной программы. В данную часть
включен региональный компонент, который реализуется через краеведческую работу во
всех группах, и программа по формированию основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста. В учебном плане распределено количество занятий,
дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на
принципах дифференциации и вариативности.
Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального
компонента даёт детям дошкольного возраста первоначальные представления основ
региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой
родине, её культурно- историческим и природным особенностям. Реализация
регионального содержания образования осуществляется в четырёх направлениях:
природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и
исторические особенности края, ценностно – смысловая взаимосвязь поколений и
символика края. Введение в образовательный процесс краеведческого материала оказывает
положительный эффект на развитие музейной педагогики, способствует привлечению
детей к участию в праздниках города, народных праздниках. Условия реализации
регионального компонента предусматривают ознакомление дошкольников с родным краем.
Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через
обогащение представлений о жителях города, района, области, истории города, края, их
отражении в народном творчестве (сказки, легенды), используя рассказы о людях, городе,
крае, их истории; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также
реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой
природе, животном и растительном мире Калужской области, экологической обстановке с
использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.
Для реализации краеведческой работы используется следующая литература:
- Блаженный Андрей Мещовский. Мещовская быль. Мещовск , 2011.
- Запальский Г.П. Не стоит село без праведника: Подвижники Мещовского края, Лепта Книга, Москва 2007.
- Леонид Ковелин. Историческое описание Мещовского Георгиевского мужского
общежительского монастыря, архимадрит. – Мещовск, 2011.
- Холодицкий Г. Мещовск, 1991.
- Молоканова Л.В. Мещовская Земля. – Калуга, 2010.
- Творчество в детском саду №1 2013, с 22.
- Краеведческие материалы по родному краю.- Погорелов С.Т. Круглый год (сборник
стихотворений для семейного чтения). – Екатеринбург: Раритет, 2012.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
индивидуальными особенностями дошкольников, а также спецификой и возможностями
образовательных областей.
Чтение художественной литературы, дежурства, утренняя гимнастика, воздушнозакаливающие упражнения после сна, гигиенические процедуры, ситуативные беседы,
прогулки, игры, самостоятельная деятельность детей в уголках развития проводятся
ежедневно.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
«Мещовский детский сад «Солнышко»
на 2024 – 2025 учебный год
Образовательная
область
Познавательное
развитие
Виды
образовательной
деятельности
Формирование
первичных
представлений об
объектах
окружающего мира
Окружающий мир
Мир природы
Формирование
математических
представлений
Общее количество
Речевое развитие
Развитие речи
Приобщение к
художественной
литературе
Обучение грамоте
Общее количество
Художественноэстетическое
развитие
Музыка
Рисование
Первая
младшая
группа
2-3 года
Вторая
младшая
группа
3-4 года
Средняя
группа
4-5 лет
Старшая
группа
5-6 лет
Подготови тельная к
школе
группа
6-7 лет
1
-
-
-
-
-
0,5
0,5
1
1
-
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
4
1
1
1
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4
4
4
5
5
2
3
3
4
4
2
3
3
4
4
Лепка
Аппликация
Общее количество
Физическое
развитие
Физическая культура
Общее количество
1
Вариативная часть: краеведческая работа (региональный компонент)
Все
образовательные
области
Всего занятий в
неделю
Итого времени в
день
Итого времени в
неделю
Взаимодействие
взрослого с детьми в
различных видах
В режимных моментах
-
10
10
10
20 мин.
30 мин.
40 мин.
1час
40 мин
2 часа
30 мин
3 часа
20 мин
14
50 мин.
+
25 мин.
6 часов
50 мин
15
90 мин.
7 часов
30 мин